Трансформация
13 сентября, 2024
АВТОР: Владимир Ерёмин
Что ожидает философию по мере цифровизации мышления как необходимого этапа трансформации человека в ноосферного человья?
Как машины встали между природой и человеком, так и
компьютеры встанут между человеком и смыслами.
Василий Налимов
Выдающийся учёный-энциклопедист и самобытный мыслитель Василий Налимов, размышляя в 1980-х годах о последствиях широкого использования искусственного интеллекта, отметил, что эта проблема приобретает эсхатологическое звучание (1). Он напомнил представления Николая Бердяева о роли техники в судьбе человека, который полагал, что машина становится между человеком и природой (2): «она не только по видимости покоряет человеку природные стихии, но она покоряет и самого человека; она не только в чём-то освобождает, но и по-новому порабощает его».
Согласно пониманию Налимова, то же самое мы должны сказать о компьютерах, выступающих в роли искусственного интеллекта (см. эпиграф). На его взгляд, до сих пор в результате длительного эволюционного процесса установилось некое равновесие между той логико-технической деятельностью, которую можно передать компьютерам и той специфической человеческой деятельностью, в которой существенным является созерцательная составляющая мышления ( т.е. основа интуиции – В.Е.). Налимов отметил, что в метафорах двух полушарий головного мозга, деятельность одного из них, в результате широкого использования компьютеров, будет усилена на много порядков уже на наших газах. «А потом эта разбалансировка будет продолжать расти экспоненциально – со всё возрастающей скоростью… Не потеряет ли человек самого себя в этой разбалансировке?»
Анализируя проблему искусственного интеллекта, Василий Налимов считал, что люди потому и люди, а не автоматы, что могут спонтанно порождать фильтры, раскрывающие смыслы по-новому. Он полагал, что по своей природе спонтанность – это вселенское, космическое, нигде не локализованное начало. «Индивидуальность личности проявляется здесь, может быть, только в том, что она подключившись к космическим вибрациям вселенской семантики, может услышать то, чего не слышат другие». Некоторые аспекты этой темы, в свете учения Владимира Шмакова о двух модификациях Реальности, рассмотрены в статьях автора (3,4). Можно ли процесс подключения к спонтанным потокам вселенской семантики реализовать в искусственном интеллекте?
Рассматривая возможные последствия глобальной цифровизации человечества, социолог Владимир Лепехин отметил, что главным инструментом формирования массового человека становятся интернет и электронные гаджеты, заменяющие многим молодым людям учителей, воспитателей и даже родителей (5). Он полагает, что мир превращается в новую программируемую метареальность, в которой не только общества, но и внутренний мир каждого отдельного человека подвергается бездушной, тайной, неотвратимой и жестокой оцифровке. Согласно его прогнозу, «до превращения современного общества в совокупность управляемых организмов осталось – если Россия или кто-то ещё не представит альтернативы – от силы лет семь-восемь».
В этот период, с 2016 по 2024 годы, самобытный исследователь феноменологии ноосферы Алексей Яшин опубликовал цикл работ, посвящённых становлению планетарного человейника, на основе биофизического подхода и комплексной логики Александра Зиновьева (эти книги представлены на сайте «Академия Тринитаризма» – В.Е). Он подчеркнул, что это не вольнолюбивые фантазии, но итог достаточно обширного анализа и логически непротиворечивого синтеза; некоторые аспекты этой темы рассмотрены в статьях автора (6,7).
Обобщая философские аспекты своей концепции, Яшин отметил необратимость биосферно-ноосферного перехода и неизбежность трансформации современного человека в особь ноосферного человейника (т.е. в человья – В.Е.) (8). Согласно его пониманию, насильственное внедрение в процессе цифровизации утилитарного цифрового мышления взамен творческого аналогового представляет собой «магистральный путь эволюции на стадии глобализации и дальнейшего перехода в ноосферный мир, имеющий целеуказанием превращение человека биологического мыслящего во вспомогательного биоробота». Он полагает, что эпоха расчеловечивания, сопутствующая переходу к ноосфере, напоминает в социальном плане концлагерь времён Третьего рейха.
На основе результатов исследования мышления представителей «цифрового поколения» Алия Грекова отметила, что это мышление существенно отличается от мышления людей, выросших в «доцифровую эпоху» (9). При этом мышление рассматривалось в качестве психического инструмента человека как открытой системы, определяющей отбор значимого/незначимого из окружающей среды. Установлено, что мышление представителей доцифровой эпохи основано на использовании общепринятой иерархии антропоцентрически организованных родовых и видовых характеристик понятий и терминов. А принцип организации мышления представителей цифрового поколения графически более соотносим с формой сети, чем с иерархией. Результаты этого исследования подтверждают обоснованность представлений Яшина о том, что цифрофрения всё более вытесняет аналоговое мышление. «В коллективном разуме цифровая основа мышления напрочь уничтожает интуицию и особенно инстинкт, характерные для мышления человека биологического, оставляя только оцифрованный интеллект». Некоторые аспекты этой темы рассмотрены в статье автора (10). В этой связи представляет интерес вопрос о роли философии в жизни ноосферного человья.
Возможно, мистически предчувствуя изменение сознания человека при трансформации в особь ноосферного человейника, «вольный философ» Роман Шорин решил «онаучить» неакадемическую философию (11). Он отметил, что неакадемическая (т.е. вненаучная – В.Е.) философия лежит в основе академической, а также сопровождает её в качестве непременного спутника в течение всего периода существования академической философской традиции. Согласно его пониманию, если волею судеб эта традиция может исчезнуть, прерваться или деградировать, то неакадемическая философия, в свою очередь, останется, ведь она «может исчезнуть лишь тогда, когда исчезнет в ней и социальная, и экзистенциональная потребность. Пока будет человек, будет и вышеуказанная потребность».
Эта попытка Шорина как аспиранта кафедры философии Ивановского ГУ вполне соответствует требованиям к диссертационному исследованию философской направленности; как известно, даже сизифов труд полезен – укрепляются мышцы, развивается устремлённость к достижению поставленной цели и т.д. Тем более, что как «вольный философ» он себя утвердил в опубликованных книгах.
Вопрос только в том, нуждается ли в таком «онаучивании» вненаучная, в том числе эзотерическая философия, которая за века существования впитала мудрость Востока и Запада, а потому вполне самодостаточна. В этой связи уместно напомнить определения Николая Бердяева, который отметил, что его философское мышление не наукообразное, не рационально-логическое, а интуитивно-жизненное. Он полагал, что научная философия есть философия лишённых философского дара и призвания – она выдумка для тех, кому философски нечего сказать (12). «Настоящая философия есть та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы. Философия неизбежно антропологична».
Путеводной звездой таких гениев вненаучной философии как Платон и
Рассматривая механизм эволюции актуального бытия, Владимир Шмаков обратил внимание на важность доктрины о карикатурном искажении высших начал, поэтому представители высшего знания на пути веков излагали своё учение так, чтобы его величие в сознании ученика восставало лишь постепенно, строго гармонируя с его собственным развитием (13). Он полагал, что высшие доктрины есть страшное, нестерпимо тягостное бремя для слабых умов – в этом случае происходит так называемое «одержание идеей», т.е. превращение человека в раба такой силы, которую не только регулировать, но и хоть как-то осознавать он не может. Согласно его пониманию, именно так рождаются невежественный фанатизм и все виды интеллектуальных маний – стихийных психозов, под власть которых могут могут подпадать не только отдельные люди, но и целые сообщества и даже государственные организмы. По-видимому, это и произошло в Германии в 1930-х годах. «Многие высшие истины в сознании невежды могут сделаться катехезисом зла и преступлений, не только погубить самого человека, но и сделать из него изверга и злодея по отношению к другим».
В качестве послесловия.
После публикации этой статьи мне попалась в интернете рецензия Владимира Лепского (1) на книгу «Человек и системы искусственного интеллекта. Ред. акад. РАН В.А.Лекторский. СПб., 2022». Главный, по существу, вывод рецензии: «Обобщённо можно сказать, что цифровизация — это одновременно и антропологическая революция и антропологическая катастрофа». Следует отметить, что В.Лепский окончил в 1967 г. радиотехнический факультет МЭИ, а в 1971 г. — мехмат МГУ. В Институте философии РАН он работал с 2005 г.
_______________________________________________________
Литература
1. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
2. Бердяев Н. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Париж, 1969.
3. Ерёмин В. Что есть творчество? // peremeny. ru / blog /, публ.26316, 29.03.2021.
4. Ерёмин В.И. Бессознательное или всесознательное? // «Академия Тринитаризма», М., Эл. №77-6567, публ.27739, 27.03.2022.
5. Лепехин В. До создания мирового электронного ГУЛАГА осталось несколько лет. Там же, публ.22215, 22.06.2016.
6. Ерёмин В. Ноосферный человейник – конечный этап глобализации? // peremeny. ru / blog /, публ.27612, 04.03.2023.
7. Ерёмин В. Объемлет ли ноосфера всю полноту проявлений сознания человека? Там же, публ.28021, 11.10.2023.
8. Яшин А.А. Феноменология ноосферы: Диалектика ноосферного мира. СПб., 2024.
9. Грекова А.А. Особенности мышления представителей «цифрового поколения». // Вестник ЮУр ГУ. Серия: Психология, 2019, т.12, №1, с.28-38.
10. Ерёмин В. Технотронная ноосфера – тупик эволюции человека в категории разума? // peremeny. ru / blog /, публ.28230, 06.01.2024.
11. Шорин Р.В. Неакадемическая философия: проблема дефиниции. // Вестник Ив ГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2023, вып.4, с.174-184.
12. Философы России 19-20 столетий. Ред. Алексеев П.В. М., 2002.
13. Шмаков В. Основы пневматологии М., 1922
14. Ерёмин В. Кто вы, духовидцы и пророки? // peremeny. ru / books / osminog /, публ.14064, 05.01.2018.
15. Лепский В.Е. // Вестник РАН, 2023, т.93, № 4, с.394-397.
В качестве послесловия. После публикации этой статьи мне попалась в интернете рецензия Владимира Лепского (1) на книгу «Человек и системы искусственного интеллекта. Ред. акад. РАН В.А.Лекторский. СПб., 2022». Главный, по существу, вывод рецензии: «Обобщённо можно сказать, что цифровизация — это одновременно и антропологическая революция и антропологическая катастрофа». Следует отметить, что В.Лепский окончил в 1967 г. радиотехнический факультет МЭИ, а в 1971 г. — мехмат МГУ. В Институте философии РАН он работал с 2005 г.
Литература
1. Лепский В.Е. // Вестник РАН, 2023, т.93, № 4, с.394-397.